Страница обновлена 03.08.2017

Специфика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и программ внеурочной деятельности

Основание сравнения

 

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

Программа внеурочной деятельности

Определения понятий

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения и развития посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ

Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочных форм и 
направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) ФГОС

Предназначение

Предполагает реализацию цели и задач, заложенных программой

Предполагает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Направления и направленности

Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определённой направленности (основных – 6):

·       художественная

·       социально-педагогическая

·       техническая,

·       естественнонаучная,

·       физкультурно-спортивная,

·       туристско-краеведческая

Внеурочная деятельность

согласно требованиям ФГОС осуществляется

по направлениям развития личности (всего 5):

  • общекультурному
  • общеинтеллектуальному
  • социальному
  • духовно-нравственному
  • спортивно – оздоровительному

Виды и типы программ

По целевой направленности дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть:

·                досуговыми;

·                учебно-познавательными (дополняющими основные общеобразовательные программы);

·                прикладными и предпрофильными

(формирующими практические навыки и умения в определённой сфере деятельности);

·                специальными (для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)

По характеру вносимых изменений дополнительные общеобразовательные программы могут быть:

-        типовыми (разработанными централизованно и не содержащие каких-либо изменений);

-        модифицированными (типовыми, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой);

-        адаптированными (разработанными для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающими коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц);

-        экспериментальными (проходящими апробацию согласно утвержденной исследовательской программе)

-        авторскими (заново разработанными учреждением в рамках принятой образовательной концепции);

Виды и типы программ внеурочной деятельности в достаточной мере не разработаны и нормативно не закреплены.

Авторы – разработчики методического конструктора по организации ВД – П.В.Степанов и Д.В.Григорьев выделяют следующие типы программ ВД:

 1. комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

 2. тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);

 3. программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (1-го, 2-го или 3-го уровня);

4. программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, познавательной, проблемно-ценностному общению, досугово – развлекательной, художественному творчеству, социальному творчеству, трудовой, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой и пр.);

5. индивидуальные программы внеурочной деятельности.

 

Описание результатов

Исходя из решаемых задач дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (обучающих, развивающих и воспитательных), ожидаемые результаты могут быть представлены как:

-        результаты обучения воспитанника (в предметной области);

-        результаты развития воспитанника;

-        результаты воспитания личности ребёнка.

Планируемые результаты программы ВД могут быть представлены в трех уровнях: 
первый - приобретение школьником социальных знаний, представлений; 
второй - формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

третий - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Структура программ

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы нормативно закреплена

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»):

-        Титульный лист

-        Пояснительная записка

-        Учебно – тематический план

-        Содержание курса

-        Методическое обеспечение

-        Список литературы

 

Структура программы внеурочной деятельности нормативно не закреплена (не имеет «жестких» требований). Ниже приводится структура, представленная в методических сборниках издательства «Просвещение»:

·         Введение

·         Перечень основных разделов с указанием часов

·         Описание содержания занятий

·         Характеристика результатов (3-х уровней)

Иногда структура программы ВД заимствуется из учебной (урочной) программы (ООП)

·         Пояснительная записка

·         Особенности форм работы

·         Тематическое планирование

·         Содержание программы

·         УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

·         Планируемые результаты (3-х уровней)

Формы реализации

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются, прежде всего, в ОО ДОД, где они являются основными и в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

Программы Внеурочной деятельности реализуются в образовательных учреждениях общего и среднего образования, внедряющих ФГОС нового поколения. Внеурочная деятельность осуществляется, прежде всего: через часть учебного плана ОУ (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т.д.); через деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей; через дополнительное образование детей (в условиях школы и в условиях учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта); через инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.

Экспертиза программ

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается директором образовательного учреждения (что фиксируется на титульном листе ДОП).

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа может быть представлена к экспертизе различного уровня.

Программа ВД может приниматься педагогическим (научно-методическим) советом и утверждаться директором образовательного учреждения (требование к наличию титульного листа в программе внеурочной деятельности в существующих нормативно-методических материалах пока не фиксировано).

Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.

Педагог дополнительного образования работает по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

 

Материал предоставлен  Небахаревой Э.В., Булановой Е.В. ОЦДЮ