Меню сайта

Автор статьи – Чучко Владимир Михайлович, директор МОУ ДО "Межшкольный учебный центр Красноперекопского района"

Источники рабочих кадров и их подготовка для ЯБМ (ныне АО «Красный Перекоп») с момента её создания до распада СССР

 

Цель статьи – кратко изложить подготовку рабочих кадров в России на примере Ярославской Большой Мануфактуры с даты создания фабрики до распада Советского Союза, который условно можно разделить на три основных периода:

  1. Мануфактурный 1722 (1736) – 1843 гг.
  2. Капиталистический 1843-1917 гг.
  3. Советский 1917-1991 гг.

 В таблице сведены главные черты каждого периода

Период Роль государства Источники рабочей силы Особенность труда Наличие системы начального профессионального образования

Мануфактурный 

1736-1843 гг.

 

Сильная

Крепостные крестьяне Подневольный труд Отсутствует

Капиталистический

1843-1917 гг.

Слабая Рынок труда

Вольнонаёмный

труд

Начинает складываться в 80-90-е годы XIX века

 

Советский

1917-1991 гг.

 

Всеохватывающая Система государственных трудовых резервов Труд – обязанность и дело чести каждого гражданина Преобразование системы государственных трудовых резервов в профессиональное образование в 1959 году и переход к всеобщему профессиональному образованию  в 80-е годы XX века

 

I. Мануфактурный период 1736– 1843 гг.

    Профессиональное образование в России начало складываться в середине 17 века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. При Петре процесс создания профессиональных школ ускорился. Как известно, царь был поклонником Западной Европы, поэтому учителями в созданных при непосредственном участии Петра 1 школах были иностранцы. Руководство поручалось доверенным людям царя. Он отправлял способных к учению детей дворян учиться за границу, чаще всего против их желания. По возращению на родину они работали там, где решит государство. На работу в Россию также приглашались иностранные специалисты. Главной целью политики Петра в области образования была подготовка военных специалистов, на втором месте стояло обучение гражданским профессиям. По статистическим данным 1727 года, на различных заводах и мануфактурах обучались в общей сложности более 200 человек. В труде Ивана Кирилова, обер–секретаря Сената, упоминаются учрежденные В.Н. Татищевым 2 школы в Кунгуре и на Уктусском заводе. В этих школах были собраны «умеющие грамоте дети подьячих и церковнослужителей, где обучались арифметике, геометрии и прочим горным делам».

    Будущий владелец Ярославской Большой Мануфактуры Иван Затрапезнов по указу Петра обучался в Голландии полотняному делу. В 1718 году, после его возвращения из-за границы, Пётр издал указ на имя известного мануфактуриста Ивана Тамеса, по которому Затрапезновы были включены в число компаньонов Московской полотняной мануфактуры. Также по принуждению Петра они внесли свою долю в общий пай. 28 июня 1722 года в ответ на прошение Ивана Максимовича Затрапезного и Ивана Тамеса был издан приказ мануфактур-коллегии о разрешении строительства мануфактуры в Ярославле. Эта дата является днем основания ЯБМ.

    Государство всячески поддерживала ЯБМ, оно давало кредиты на очень выгодных условиях, освободило фабрику от многих налогов.

    На двух полотняных фабриках в 1742 году работало более 1000 человек, это было очень много для того времени, но для увеличения производства ткани их требовалось еще больше. Труд носил ручной характер. Условия труда были тяжелыми, рабочий день длился 14 часов, применялся детский труд. На мануфактуре были ученики, которые в течение 7 лет обучались, а потом еще 3 года ходили в подмастерьях.  В течение этих 10 лет они не имели возможности получать полноценную оплату труда. Кадры все время менялись, людей не хватало, поэтому в 1736 году по прошению Ивана Затрапезного был издан именной указ царицы Анны Иоановны, по которому все работники, работающие по вольному найму, приказывались «быть при фабрике вечно». Это коренным образом изменило положение фабричных и их отношения с владельцем фабрики.

    ЯБМ была фабрикой посессионной (posessio – владение). В 1721 году Петр издал указ о закреплении за отдельными мануфактурами земли, рудников, шахт, лесов, т.е. говоря современным языком, государство передавало владельцам мануфактур природные ресурсы, производственный и финансовый капитал, а в 1736 году – трудовые ресурсы. В дальнейшем царскими указами на посессионные фабрики принудительно направлялись женщины-преступницы, нищие и бродяги, публичные женщины.

   Помощь государства посессионным фабрикам объясняется тем, что основное население России было сельским и закрепощённым, а городское – слишком малочисленным. Так что набирать было не из кого, в особенности не хватало малолетних рабочих для обучения.

   Некоторые современные российские историки считают, что принудительный крепостной труд был единственным выходом из такого положения. Производительность подневольных рабочих была низка и возмещалась для фабрикантов их усиленной эксплуатацией, главным образом, уменьшением расходов на содержание работника и увеличением продолжительности рабочего времени. Петровские фабрики не могли держаться вольнонаемным трудом и постепенно от свободного труда фабрики переходили к крепостному. Таким образом решалась проблема нехватки рабочей силы, но таким путём невозможно было увеличить производительность труда, улучшить качество продукции, выдержать конкурентную борьбу с иностранными производителями.

    Эти недостатки посессионной фабрики особенно обострились в начале 19 века, когда Россия стала резко отставать от развитых европейских стран, особенно это стало заметно в сравнении с Англией, которая пошла по другому пути развития мануфактурного производства. 

    В XIX веке повысились требования к качеству товара, появилась новая техника, которая требовала более высокой квалификации работника, а посессионные рабочие не обязаны были её осваивать, их силой принуждали к этому. Посессионный фабрикант не ориентировался ни на рынок, ни на спрос. Он изготавливал один и тот же продукт, который, быть может, не имел уже спроса. Он должен всегда давать работу рабочим и платить им за это зарплату. При падении спроса на продукцию фабриканту было выгодно уволить часть рабочих, но он не имел на это право. Он не мог купить новое оборудование, так как пришлось бы уволить часть рабочих. У каждой посессионной фабрики было своё Положение, разработанное правительством, которое регламентировало зарплату, продолжительность рабочего дня, условия жизни (проживание и питание). Владелец фабрики не имел право менять ни одно из этих условий.

   Владельцы посессионных фабрик стали просить правительство дать свободу их рабочим. Принудительный труд перестал иметь в глазах владельцев мануфактур такую ценность как прежде, поэтому постепенно, шаг за шагом, правительство меняло устаревший институт посессионных фабрик. Законы 1824,1831,1835,1840 годов привели к тому, что посессионное владение было ликвидировано.

    В 1843 году по просьбе владельца ЯБМ Саввы Яковлевича Собакина (Яковлева), купивший фабрику у сына И.М. Затрапезнова Алексея Ивановича в 1764 году, Николай 1 издал указ, по которому все работники ЯБМ (1500 человек) обращались в городское сословие города Ярославля, им предоставлялись в личное пользование дома с землёй и огородами.

 

II.Капиталистический период 1843-1917 гг.

    После отмены крепостного права в 1861 году формируется рынок труда. У работников появилась возможность выбора места работы. Между предпринимателями была конкуренция за рабочие руки, поэтому дальновидные владельцы фабрик часть прибыли тратили на улучшение условий труда и быта рабочих.  Этот период характеризуется тем, что государство и работодатели начали использовать экономические методы наряду с административными для решения социально-экономических проблем. При фабриках стали открываться школы. Самая первая фабричная школа в России была создана в 1815 году при Прохоровской Трёхгорной мануфактуре. В 1882-1883 отчётном году школы были на 20% предприятий, а в 1900 году на 2,5%. Резкое снижение количества школ объясняется тем, что в 1884 году вышел закон «О школьном обучении малолетних рабочих на фабриках», который рекомендовал владельцам предприятий открывать школы на свои средства, к труду допускались дети с 12 лет. Рабочий день для них ограничивался 8 часами. Была создана фабричная инспекция для урегулирования взаимоотношений фабрикантов и рабочих. Владелец предприятия обязан был предоставить малолетнему учащемуся 18 часов в неделю для посещения школы, в том числе и нефабричной. Этот закон привел к тому, что дети стали субъектом трудовых отношений, и некоторые фабриканты стали избавляться от труда подростков, так как за них им теперь надо было нести ответственность перед инспекцией. В 1857 году новыми владельцами ЯБМ стали Иван Андреевич Карзинкин, его сын Андрей и Гаврила Игумнов. Они полностью переоборудовали производство. Все лучшие достижения науки и техники того времени были представлены на мануфактуре. Фабричные стали дорожить своим рабочим местом. Устроиться на фабрику было трудно. Брали на работу по рекомендации рабочих, проработавших на фабрике уже какое-то количество лет, и желательно, чтобы они были родственниками. Так формировались рабочие династии.

    Карзинкины основали в 1882 году фабричное училище на 2 класса на 120 человек. Общий срок обучения составлял 3 года. Училище относилось к министерству народного просвещения. В 1888 году было открыто дополнительное отделение. Обучение проходило в приспособленном помещении, содержание училища фабрике обходилось в 2500 рублей в год.  В 1894 году закончилось строительство каменного трехэтажного здания для училища (ныне здание ДК «Красный Перекоп»), рассчитанное на 600 человек. В училище принимали детей рабочих и служащих мануфактуры, достигших 8-9 лет. Обучение мальчиков и девочек проводили совместно. Придерживались программы одноклассного училища, дети изучали следующие предметы: закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение, гимнастика, рукоделие для девочек. Мальчики обучались слесарному и плотницкому мастерству, работе на чесальных станках.   Беднейшим из учащихся выплачивались ежемесячные пособия.  Управляющий ЯБМ А. Ф. Грязнов очень продуманно подошёл к вопросу открытия училища. «Цель училища, – по его мнению, – подготовка своих, прежде всего из детей, работающих на ЯБМ ловких работников, готовых к усвоению основных рабочих навыков». Из учащихся не готовили специалистов в определённой профессии. Ученики должны были получить знания и умения, относящиеся к нескольким ремеслам, которые они  впоследствии могли бы применить как в домашнем быту, так и на фабрике и которые   облегчили бы изучение в дальнейшем любой специальности. У детей развивали «ловкость рук и верность глаза». С другой стороны, такой курс ручного труда не сделает его профессиональным ремесленником, и он не пойдёт работать на другое предприятие. Грязнов считал основной задачей училища – «возбуждение интереса к труду» у самих учащихся. Училище было хорошо оборудовано наглядными пособиями, имелась библиотека. Детям бесплатно выдавались учебники и школьные принадлежности. Кроме этого, училище занималось организацией свободного времени и праздников для учеников. Проблемой для фабричного училища было нерегулярное посещение занятий учениками, что объяснялось:

1 болезнью детей;

2 выполнением домашних работ;

3 непониманием родителями важности обучения.

Родители считали, что главное – это научить детей читать да писать. Они забирали из училища детей и отдавали в разные ремесленные заведения. К тому же нужны были деньги, и родители переводили детей работать на фабрику. Заканчивали училище 75-80% из поступивших. В начале XX века курс училища завершали в среднем 80 человек. Таким образом, возможность получения детьми рабочих начального образования и трудовых навыков в фабричных училищах, и, как следствие, места на фабрике с неплохим заработком способствовали закреплению нужных квалифицированных дисциплинированных работников. В 80-90 годах XIX века начала создаваться система профессионального образования в России.

 

III. Советский период 1917-1991 гг.

    С приходом советской власти начинается реформа образования. В 1918 году вышел декрет «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Вводилось бесплатное обязательное образование, основу которого составлял производственный общественно-необходимый труд. По словам наркома образования А. В. Луначарского: «Цель – научить трудиться». В 1922 году вышла программа 1 ступени для 8-13 лет, а в следующем году – программа для 2 ступени для 13-17 летних. В школе 1 ступени предметный принцип отменялся, вводился комплексный подход обучения. Домашние задания, экзамены и наказания отменялись. Пять дней в неделю дети трудились, а в шестой и седьмой день проводились экскурсии, заслушивались доклады, изучалась политграмота. Недостатком такой системы обучения было то, что дети не получали системного образования, и в 1925 году вновь вернулись к предметному принципу образования. В 1929-1931 гг. ввели комплексно-проектные программы и бригадно-лабораторный метод для 1 ступени школы, но и они не оправдали себя, поэтому в 1937 году возвратились к старой классической системе образования.

    В 1918 году училище при ЯБМ было переименовано в «Первую советскую единую трудовую школу им. Ленина при прядильно-ткацкой фабрике» 1 и 2 ступени. В ней обучались 282 учащихся. Первым директором стал Василий Иванович Кошелев. Располагалась школа в здании бывшей церковно-приходской школы, в народе ее называли «поповской», при церкви Николы на Меленках. Надо сказать, что некоторые глубоковерующие родители в первое время не хотели отдавать своих детей в трудовую школу по причине отсутствия в ней предмета «Закон Божий». В этом же здании занимались и рабфаковцы. Места всем не хватало, поэтому было принято решение о строительстве новой школы. В 1924 году она была построена, в настоящее время в её здании располагается Дом творчества Красноперекопского района.

    27 ноября 1921 года при фабрике были укомплектованы 3 группы: ткацкая, механическая и прядильно-ватерная. Каждая группа была численностью 30 человек. Так возникла школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Учились 4 года. Ребята одновременно осваивали работу на производстве и изучали общеобразовательные предметы. Поступающие в школу, как правило, имели образование в объеме 2-3 классов начальной школы. Две трети учебного времени отводилось на практические занятия, одна треть – на теоретические. Отдельного здания школа не имела, и учащиеся занимались в различных зданиях фабрики. Школа ФЗУ при фабрике была самой крупной, к 1927 году в ней насчитывалось 257 учащихся. Заведующим ФЗУ был Пармён Дмитриевич Кипятков.

      В октябре 1919 года при Ярославском государственном университете был организован рабочий факультет (рабфак). Университет в феврале 1920 года открыл параллельное вечернее отделение с техническим уклоном при фабрике «Красный Перекоп». Первоначально отделение располагалось в четвертом корпусе, потом рабфаковцы стали учиться в помещении школы 2 ступени, а затем они переехали в роскошные апартаменты – на дачу бывшего управляющего фабрикой Грязнова А.Ф. в Петропавловском парке. Первым заведующим вечернего рабфака стал В.И. Кошелев. В 1923 году рабфак закончили первые 30 человек. Осенью 1924 года университет прекратил свое существование из-за отсутствия финансирования, но рабфак при фабрике существовал до 1936 года

     В 20-ые – 30-ые годы, в период индустриализации, сложилась система профессионально-технического образования, состоящая из школ ФЗУ, профшкол и профтехнических курсов. Количество школ ФЗУ с каждым годом увеличивалось. В 1933 году снизился приток квалифицированной рабочей силы в промышленность. Это было вызвано большим сроком обучения в ФЗУ, нежеланием выпускников ФЗУ работать на производстве и продолжением их обучения в высших и средних учебных заведениях, огромным размахом строительства промышленных предприятий в Советском Союзе.

   15 сентября 1933 года вышло постановление ЦИК и СНК СССР «О перестройке школ ФЗУ», по которому срок обучения сокращался до 6 месяцев, принималась 15-16 летняя молодежь с семиклассным образованием, 80% учебного времени отводилось практике, 20% – теории. После окончания ФЗУ выпускники обязаны были отработать на производстве 3 года.

  Страна готовилась к войне. 2 октября 1940 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных резервах СССР». Согласно Указу, создавались ремесленные училища с двухгодичным сроком обучения и фабрично-заводские училища с шестимесячным сроком обучения. Было создано Главное управление трудовых резервов при СНК СССР, задачей которого была плановая подготовка рабочих кадров и их распределение по предприятиям. В систему трудовых резервов входили: ремесленные училища с двухгодичным сроком обучения, железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения, школы фабрично-заводского обучения с шестимесячным сроком обучения. ФЗО создавались на базе школ фабрично-заводского ученичества. ФЗО готовили рабочих массовых профессий нужной квалификации. Совнаркому предоставлялось право ежегодно призывать от 800 тысяч до 1 миллиона подростков для обязательного профессионального обучения. В эти школы принималась в основном сельская молодежь в возрасте 16-17 лет, имеющая начальное образование. Набор учащихся проводился в порядке мобилизационных призывов. Учащиеся находились на полном государственном обеспечении. 28 декабря 1940 года еще одним указом была введена уголовная ответственность учащихся ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО за нарушение дисциплины и за самовольный уход из училища – вплоть до заключения в колонию сроком до года.

    Эти меры оправдали себя в годы Великой Отечественной войны. Именно выпускники ФЗО встали к станкам вместо ушедших на войну кадровых рабочих. Школа ФЗО при фабрике «Красный Перекоп» за годы войны обучила 5574 человека различным профессиям.

    В конце 50-х годов число оканчивающих среднюю школу стало значительно превышать количество принимаемых в высшие учебные заведения. Большинство выпускников школ, а это 60-70% были дети служащих и интеллигенции, ориентировались на поступление в высшие учебные заведения. Получение высшего образования становилось для них  самоцелью. Молодые специалисты недостаточно были подготовлены к работе на производстве. Тогдашнее руководство страны пришло к выводу, что народное образование нуждается в реформировании.

   24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». По этому закону вводилась всеобщее обязательное восьмилетнее образование, основу которого составляло изучение основ наук, политехническое обучение и трудовое воспитание, вовлечение школьников в общественно-полезный труд. Два раза в неделю школьники должны были ходить работать на производство. После окончания школы ученик должен был получить среднее образование и профессиональную подготовку. Школы фабрично-заводского обучения, ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства трудовых резервов, профтехнические школы, школы фабрично-заводского ученичества преобразовывались в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 года до 3 лет, а в сельском ПТУ – 1-2 года. Так возникло ГПТУ № 27, которое стало готовить рабочие кадры для фабрики. В 1977 года для него было построено здание на улице Маланова. В 2003 году училище было ликвидировано, а в его здании разместился педагогический колледж.

   Начиная с 1969 года комбинат «Красный Перекоп» приступает к реконструкции оборудования, которая была осуществлена в 1971-1975 гг. Новое оборудование требовало дополнительные квалифицированные рабочие кадры. Рынок труда Ярославской области уже не мог обеспечить комбинат рабочей силой, поэтому инструкторы учебно-курсового комбината фабрики «Красный Перекоп» поехали по городам и селам Советского Союза агитировать молодёжь работать на фабрике. В основном приток рабочей силы шёл из Средней Азии и Украины, а в 80-е годы работников начали привозить из социалистической республики Вьетнам. Для их проживания были построены общежития.  Учащихся старших классов некоторых школ района стали обучать профессиям прядильщиков, операторов тростильного и мотального оборудования в течение месяца прямо на рабочем месте. Каждый девятиклассник должен был отработать на фабрике и произвести продукцию, а комбинат в свою очередь помогал школам с созданием материально-технической базы.

  23 августа 1974 года вышло постановление Совета Министров СССР № 662 «Об организации учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся». В 1975 году директор комбината «Красный Перекоп» Сергей Иванович Черепнин выступил с инициативой создания УПК на базе комбината. Цель создания УПК – трудовое обучение и профессиональная ориентация учащихся 9-10 классов средних общеобразовательных школ. Решением исполнительного комитета Ярославского городского Совета депутатов трудящихся города Ярославля № 446 был открыт межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся Красноперекопского района при комбинате технических тканей «Красный Перекоп». Он был первым не только в Ярославской области, но и во всём Центральном регионе России. Важно отметить, что советское государство придавало большое значение роли трудового воспитания, вообще труду как ценности. В конституции СССР 1977 года ставилась задача превратить труд в первую жизненную потребность каждого советского человека, впервые отмечалась роль профориентации, как один из факторов, обеспечивающих право на труд.

    В 1984 году было опубликовано постановление Правительства СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовка их к труду». Правительством было утверждено «Положение о базовом предприятии образовательной школы». Согласно этому постановлению за комбинатом «Красный Перекоп» в качестве базового предприятия была закреплена школа № 40. Фабрика, как базовое предприятие, через УПК обеспечивала условия для профессиональной подготовки учащихся школы № 40, начиная с 8 класса, организовывала общественно-полезный, производственный труд школьников.

    В справке первого директора МУПК трудового обучения и профориентации Красноперекопского района Бабушкина Алексея Ивановича приводятся такие данные: в 1975-76 учебном году всего обучалось 228 учащихся 9-10 классов школ района, а в 1982-83 – уже 758. Много труда и сил вложили в обучение будущих текстильщиц директор учебно-курсового комбината фабрики Бикнус Людмила Васильевна, инструктор Батяева Нина Александровна, заместитель директора МУПК Бурова Людмила Николаевна. Об эффективности деятельности МУПК можно судить из следующей таблицы, данные которой также взяты из справки директора.

 

Год

Количество окончивших по текстильным профессиям (человек)

Получившие разряд (человек)

Поступившие на фабрику работать (человек)

1981

133

-

12

1982

145

-

13

1983

112

48

18

1984

110

33

20

1985

109

91

23

 

    Надо учитывать еще один очень важный факт, что примерно 50% всех учащихся направлялась руководством МУПК на текстильные профессии, из этой половины примерно 50% допускались к квалификационным экзаменам и получали разряд. Многие учащиеся игнорировали занятия в МУПК и в течение учебного года числились в нём формально. Можно ли считать деятельность МУПК эффективной, если ежегодно на фабрику приходило работать в порядке одного-двух десятков выпускников? Кардинально решить проблему кадров учебный комбинат не смог, и, наверное, такой задачи перед ним и не ставилось. Задача МУПК состояла в том, чтобы школьники осознанно подходили к выбору профессии, учитывая потребности региона в тех или иных кадрах.

    Главной причиной проблемы кадров были недостаточно хорошие условия труда на фабрике, сравнительно небольшая оплата труда и непрестижность рабочий профессий.  Руководство фабрики пыталось компенсировать эти недостатки предоставлением бесплатного жилья, бесплатным лечением в фабричном профилактории и бесплатными путевками в дома отдыха. Государство  тратило огромные финансовые, людские и административные ресурсы, а в тяжелые, судьбоносные для страны годы прибегало к принудительным, иногда даже к репрессивным мерам, чтобы обеспечить производство рабочей силой, но на протяжении всего существования советского государства наблюдался дефицит работников на большинстве предприятий.

   В заключение можно сделать вывод, что за всё время существования фабрики, она постоянно испытывала недостаток рабочих рук. Это подтверждается документами и воспоминаниями работников предприятия. И только лишь в короткий по времени период, а именно, когда фабрика принадлежала Карзинкиным, в целом проблемы рабочих кадров на фабрике не было, что было обусловлено правильной управленческой политикой руководства фабрики, избытком рабочей силы на рынке труда и конкуренцией за выгодное рабочее место между работниками.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балуева Н.В. Ярославская Большая Мануфактура. Страницы истории комбината "Красный Перекоп" – Ярославль:Нюанс, 2002. – 272 с.

2. Бородкин Л.И.Школы на дореволюционных фабриках:"Создание кадров более развитых рабочих" – Режим доступа к журналу: https://pandia.ru/text/77/489/43035.php

3. Грязнов А.Ф. Воспоминания управляющего Ярославской Большой Мануфактуры – Ярославль: Академия 76, 2021. – 335 с.

4. Юркин Н.Г. Цели образовательной политики Петра I  в сфере профессионального обучения. Интеллигенция и мир, № 1/2019: – Иваново, с.14-30/ - Режим доступа к журналу:https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-obrazovatelnoy-politiki-petra-i-v-sfere-professionalnogo-obucheniya