Страница обновлена 29.08.2017

                                                         Грамотные поиски себя

            (из воспоминаний о профессиональном самоопределении)

Профориентационному тестированию нас подвергли на учебно-производственном комбинате в девятом классе. Тогда я вяло выбирала между биологией и филологией, а в глубине души готовилась к карьере школьного учителя, полагая, что мне надо работать с людьми. Мы два часа заполняли анкеты, в которых более-менее разумные вопросы («Ведете ли вы дневник?») перемежались с запредельными («Любите ли вы посещать кружок «Юный друг пожарного»?»). Анкеты сдали на обработку — а потом педагог вызывал всех по одному и с каждым беседовал индивидуально.

От него я с удивлением узнала, что учителем мне становиться не надо и заниматься биологией тоже не стоит: «Ваш конек — аналитика, ваша сфера деятельности — знаковые системы, — пояснил педагог. — То есть языки, стенографирование, программирование, переводческая деятельность. То, что вы машинопись изучаете, — очень правильно. В сочетании с творческими способностями все это дает филологию и журналистику. Разве что… вижу, вы предпочитаете комфортные условия труда… Ваша любовь лежать на диване вам очень помешает. Журналист всегда должен быть на переднем крае!»

На передний край не хотелось, и я поступила на филфак. Потом пришлось заниматься и переводами, и журналистикой, как предсказывал педагог. И знал бы кто, как мне по сей день мешает любовь лежать на диване!

Святую веру в чудесные возможности профориентации я пронесла сквозь прошедшие с тех пор двадцать лет. И обнаружив, что дочь к тринадцати годам не проявляет никаких выраженных склонностей, потащила ее тестироваться. В восьмом классе предметы уже серьезные, запускать дисциплины, важные для будущей карьеры, нельзя, а поэтому стоит определиться с выбором профильных.

На тестирование берут тринадцатилетних — это нижняя возрастная граница. Верхней границы нет: самоопределяться с помощью психологов приходят и старшеклассники с родителями, и взрослые, меняющие сферу деятельности. Среди разных организаций, оказывающих услуги в этой области, мы выбрали ближайшую к дому — центр «Гуманитарные технологии» МГУ.

Дочь уверяет: это был обычный тест («Ну как дома на диске»), похожий и на популярные IQ-тесты, и на психологические. Через два с половиной часа дети начали утомленно вываливаться в коридор. Затем каждое семейство вызвали на собеседование к психологу. Разумеется, тест «дома на диске» такого эффекта не дает. Не дает его и он-лайн-тестирование, хотя какую-то часть правды оно может показать. Я специально проходила некоторые тесты, подбирая что-нибудь подходящее для ребенка. По итогам одного из них я получила совет стать дирижером, другой предсказал карьеру бухгалтера (я не знаю нот и ненавижу все, что связано с денежными расчетами). Третий рекомендовал быть врачом, в крайнем случае — священником (на врача учиться поздно, а в батюшки женщин не берут). Словом, он-лайн-тестирование — это развлечение. Лучше сочетать компьютерный тест с очной консультацией психолога.

В "Гуманитарных технологиях» каждый испытуемый получает четырехстраничную распечатку результатов тестирования по четырем блокам. Первый блок — интересы: наука, техника, искусство, общение, знак, природа… Это я помню еще по девятому классу, но с тех пор добавилась еще категория «бизнес» — склонность к предпринимательству. К моему удивлению, у дочери, занятой, по моим представлениям, только модами и болтовней с подружками, доминирующими интересами оказались наука, техника и природа. Плюс ярко выраженная склонность к риску и полный ноль по дорогим моему сердцу знаковым системам.

Второй блок вопросов структура интеллекта: логика, внимание, лексика и т.д. Дочь удивила высокой эрудицией и почти полным отсутствием логики. А вот в третьем блоке – личность (активность, согласие, самоконтроль, стабильность) – сюрпризов не оказалось. Что мой ребенок существо неконфликтное и отнюдь не волевое, я уже заметила. Самое интересное — что из этого следует. Каждый блок выявляет какие-то способности, им соответствуют определенные профессии. Некоторые из них повторяются в каждом блоке. У дочери везде непременно фигурировали биолог, врач, психолог и дошкольный педагог. По каждому показателю в каждом блоке мы получили развернутый письменный комментарий. Например, по упомянутому показателю «знак» — такой: «Вам совершенно неинтересно все, что связано с документами, знаками, цифирками, буковками, бумажками. Постарайтесь избегать должностей, где с вас будут требовать жесткого соблюдения сроков сдачи работ, где необходимо четкое выполнение инструкций, где предполагается работа с архивами, базами данных, обилием информации в виде схем, чертежей, каталогов».

Устный комментарий дает профессиональный психолог. Она очертила сферы деятельности, в которых ребенок будет успешно работать (естественные науки, педагогика и психология плюс сложное оборудование и компьютер) и указала на несколько серьезных проблем (логика, внимание, словарный запас, самоконтроль, излишний конформизм и т.п.).

Чем все это обернулось на практике? Во-первых, пришлось продумать, как научить дитя пользоваться словарями и энциклопедиями, мыслить логически, излагать связно. Во-вторых, выполняя рекомендацию развивать способности к технике, дочь отдали на компьютерные курсы. В-третьих, поняли, что биологию нельзя запускать ни в коем случае — сдавать ее на вступительных, похоже, придется при любом раскладе. Есть еще и в-четвертых, и в-десятых. Однако о четком выборе профессии и вуза речь пока не идет, хотя область приложения сил уже почти понятна. И она обширна, хотя и не включает юриспруденцию, менеджмент и бухгалтерию.

За конкретными рекомендациями мы собираемся прийти еще раз — в выпускном классе. А побочный эффект оказался совсем неожиданным: дочь начала спрашивать, как стать психологом, который проводит тестирование.

Плюс современного профориентирования в том, что оно дает возможность не только узнать о своих талантах и предпочтениях, но и соотнести их с требованиями рынка труда. Каждый человек может найти себя в нескольких разных сферах деятельности, и, если профессия мечты окажется малооплачиваемой или невостребованной, не обязательно идти торговать китайским ширпотребом. Ведь среди нужных сегодня профессий наверняка найдется дело, которым человек сможет заниматься, зарабатывая по потребностям и не теряя самоуважения.

Источник: http://www.rhr.ru/index/find/orientation